Методика “Особенности высказываний детей 3-6 лет” (общение со сверстниками)

Шкалы: ситуативные, внеситуативно-личностные, внеситуативно-познавательные высказывания детей

Назначение теста

Диагностика особенностей высказываний детей 3-6 лет в общении со сверстниками.

Тест

Процедура тестирования

В ходе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях фиксируются их высказывания. Среди всех свободных высказываний надо выделить четыре ведущих категории:

• «Я» – высказывания о себе;
• «ТЫ» – высказывания о другом ребенке;
• МИР – высказывания о предметах и явлениях, выходящих за пределы ситуации;
• ИГРА – высказывания детей, включенные в игру. При этом каждая категория анализируется с точки зрения ситуативности и внеситуативности входящих в нее высказываний.

К ситуативным для категории «Я» и «ТЫ» относятся высказывания детей о действиях, происходящих «здесь и сейчас:

• констатация и демонстрация собственных поступков и интерес к поведению сверстника (например: «Смотри, что я делаю. А я домик строю. Что ты делаешь? Что это у тебя?»);
• оценка собственных действий и действий, производимых партнером (например: «Ты все не так делаешь. Я все правильно сделал. Мой домик лучше»);
• стремление помочь сверстнику или просьбы о помощи (например: «Помоги мне куклу одеть. Дай мне свою машину. Давай я тебе помогу»);
• организация и планирование совместных действий (например: «Давай в куклы играть. Давай ты мне кубики будешь давать, а я строить, а потом наоборот»).

К внеситуативно-личностным высказываниям относятся:

• о событиях из жизни, прошлых и будущих (например: «Я был в зоопарке. Я в воскресенье поеду к бабушке. Ты был в кукольном театре?»);
• об умениях (например: «Ты умеешь читать? Я умею в шашки играть»);
• о предпочтениях («Я лето люблю, а зиму – нет. Ты кого больше любишь -кошек или собак?»);
• о состояниях («Я уже устал, а ты еще не устал? Тебе не надоело в это играть?»).

К внеситуативно-познавательным высказывания детей, которые составляют категорию МИР относятся:

• познавательные сообщения о явлениях живой и неживой природы («Бабочки бывают капустницы и шоколадницы. А ты знаешь, что земля на самом деле круг лая? Самолеты выше птиц летают»);
• моральные нормы и правила поведения («Надо быть честным и не обманывать. Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится»);
• другие люди («Моя мама мороженое поела и заболела. У моей бабушки ремонт»).

Категорию, составляющую высказывания, включенные в игру дошкольников, достаточно трудно однозначно отнести к ситуативным или внеситуативным. Считается, что высказывания, включенные в ролевую игру, знаменуют собой переход от ситуативного к внеситуативному общению. В связи с этим экспериментатор просто фиксирует количество высказываний, относящихся к игре.

Обработка и интерпретация результатов теста

Оценка результатов теста

На каждого ребенка, принявшего участие в эксперименте, составляется протокол, в котором фиксируются высказывания. Затем экспериментатор возле каждого высказывания отмечает, к какой категории оно относится. После этого для каждого возраста составляется таблица, в которой цифрами указывается количество высказываний, относящихся к каждой категории, отмеченное на каждого испытуемого.

Далее строится свободная таблица соотношений разных категорий высказываний в общении дошкольников.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0