Определение “Я-концепции” у детей подготовительной группы детского сада

Шкалы: уровень сформированности «Я-концепции»

Назначение теста

Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых об обсуждаемых качествах и оценить меру адекватности их представления о себе.

Методика включает в себя сочетание стандартного набора так называемых шкал самооценки (по Дембо) и беседы с испытуемым о каждой из характеристик, по которым ему предстоит оценивать себя.

Беседа проводится по типу клинической, но обязательно включает пять стандартных вопросов:

1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь, что тебе нравится?
2. Чего ты больше всего на свете не любишь? Чего ты не любишь, что тебе не нравится?
3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?
5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

После беседы детям предъявляются шкалы Дембо с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы 3, 4, 5 и стандартный набор («хороший-плохой», «добрый-злой», «умный-глупый», «сильный-слабый», («смелый-трусливый», «лучший ученик-худший ученик», «самый старательный-самый небрежный»).

Инструкция к тесту

Инструкция к шкалам дембо звучит следующим образом: «Здесь расположены все люди на свете – от самых умных до самых глупых (сопровождается движением руки вдоль отрезка сверху внизу), от самых глупых, до самых умных (движение вдоль отрезка снизу вверх). На самом верху находятся самые умные люди на свете, в самом внизу – самые глупые, посередине средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь свое место».

После того, как ребенок делает пометку, его спрашивают: «ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».

Аналогичное исследование повторяется по всем шкалам. Рассказы детей о себе сопоставляются с их самооценкой по циклам Дембо.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Анализ результатов теста

В результате экспериментатор выявляет уровень сформированности «Я-концепции» испытуемых, используя следующие критерии:

1. Ребенок отвечает коротким рассказом о себе, который квалифицируется как вербальная экспликация «Я-концепции» (ответы типа: «я – хороший»).
2. Ребенок отвечает о себе «самокритично» (типа: «я – нормальный, средний…»). Самокритичные дети, как правило начинают с идеальной самооценки и лишь затем, по просьбе экспериментатора, отмечают реальную.
3. Дети, обнаруживающие «Я-концепцию», вначале помечают реальную самооценку, а затем, по просьбе экспериментатора, идеальную. Самооценка этих детей и рассказ о себе должны содержательно совпадать.

Присуждение себе максимально высоких баллов по всем шкалам в отличие от оценивания себя промежуточными баллами и дифференцированно свидетельствует о неспособности детей к самооценке.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0