На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Отношение к взрослым и сверстникам
Шкалы: отношения ребенка к воспитателю, семье, детскому сообществу
Назначение теста
Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам.
Тест
Процедура тестирования
Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски.
Методика предназначена для детей 4-7 лет. В ходе исследования проводится 3 эксперимента:
I. Рисование на тему «
Мой воспитатель
»;
II. Рисование на тему «
Моя семья
»;
III. Рисование на тему «
Ребенок – детское общество
». Состоит из 3 ситуаций:
• изображение себя;
• изображение своего друга;
• изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.
До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.
Обработка и интерпретация результатов теста
«Мой воспитатель»:
• проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей;
• восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение;
• мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.
«Моя семья»:
• реальные и воображаемые члены семьи;
• содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха развлечений;
• половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков);
• процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи;
• возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах;
• словесные комментарии к рисунку.
«Ребенок – детское общество»:
• выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый -ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета;
• старательность рисования;
• отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой – хочу быть сильным»);
• выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.
Источники