На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Изучение ригидности мышления
Шкалы: ригидность мышления
Назначение теста
Ригидность
– это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения – важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.
Данная методика годится для школьников, начиная с первого класса, и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Инструкция к тесту
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: «На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовааельно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено».
Тест
1. Даны три сосуда – 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
2. Даны три сосуда – 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда – 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда – 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда – 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда – 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда – 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда – 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда – 30, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда – 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12 л воды?
Обработка и интерпретация результатов теста
Задачи 1-5
могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 – 21 – 3 – 3 = 10 (первая задача) или 37 – 24 – 2 – 2 = 9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).
Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом.
Задача 6
может быть решена так: 14 – 2 – 2 = 10.
Решение
задачи 7
вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л.
Задача 8
допускает и такое решение: 12-3 = 9.
Задача 9
может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15.
И, наконец,
задача 10
допускает только одно, но иное решение: 7 + 5 = 12.
Источники