Изучение ригидности мышления

Шкалы: ригидность мышления

Назначение теста

Ригидность – это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения – важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Данная методика годится для школьников, начиная с первого класса, и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Инструкция к тесту

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: «На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовааельно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено».


Тест

1. Даны три сосуда – 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
2. Даны три сосуда – 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда – 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда – 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда – 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда – 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда – 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда – 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда – 30, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда – 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12 л воды?

Обработка и интерпретация результатов теста

Задачи 1-5 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 – 21 – 3 – 3 = 10 (первая задача) или 37 – 24 – 2 – 2 = 9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).

Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом.

Задача 6 может быть решена так: 14 – 2 – 2 = 10.

Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л.

Задача 8 допускает и такое решение: 12-3 = 9.

Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15.

И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение: 7 + 5 = 12.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0