Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: уровень развития мыслительных операций - установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей; степень усвоения школьных понятий в области - общественных, гуманитарных, естественных, физико-математических наук

Назначение теста

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Описание теста

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

Тест

I. Инструкция

Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

Пример:

1. летчик : самолет = машинист : ?
1. пассажир;
2. поезд;
3. вагон;
4. вокзал.

Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – поезд (b).

Тестовый материал

1. Рабовладельцы : капиталисты = рабы : ?
1. рабовладельческий строй;
2. буржуазия;
3. наёмные рабочие;
4. пленные.
2. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
1. крепостные крестьяне;
2. личная свобода;
3. неравенство;
4. частная собственность.
3. Первобытный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
1. социалистический строй;
2. капиталистический строй;
3. демократическое правление;
4. феодальный строй.
4. Роза : цветок = врач : ?
1. занятие;
2. должность;
3. специальность;
4. профессия.
5. Война : смерть = частная собственность : ?
1. феодализм;
2. капитализм;
3. неравенство;
4. рабы.
6. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?
1. проза;
2. писатель;
3. повесть;
4. предложение.
7. Старт : финиш = пролог : ?
1. заголовок;
2. введение;
3. кульминация;
4. эпилог.
8. Роман : глава = стихотворение : ?
1. поэма;
2. рифма;
3. строфа;
4. ритм.
9. Числительное : количество = глагол : ?
1. спряжение;
2. действие;
3. причастие;
4. часть речи.
10. Глагол : спрягать = существительное : ?
1. изменять;
2. образовывать;
3. употреблять;
4. склонять.
11. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
1. природное явление;
2. образование гор;
3. извержение;
4. жертвы.
12. Север : юг = осадки : ?
1. пустыня;
2. полюс;
3. дождь;
4. засуха.
13. Папоротник : спора = сосна : ?
1. шишка;
2. семя;
3. растение;
4. ель.
14. Растение : стебель = клетка : ?
1. деление;
2. хромосома;
3. ядро;
4. фермент.
15. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
1. ясная погода;
2. циклон;
3. гроза;
4. влажность.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
1. жидкость;
2. движение;
3. температура;
4. вода.
17. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
1. сторона;
2. ребро;
3. высота;
4. объем.
18. Диаметр : радиус = окружность : ?
1. дуга;
2. сегмент;
3. отрезок;
4. круг.
19. Холодно : горячо = движение : ?
1. инерция;
2. покой;
3. скорость;
4. взаимодействие.
20. Слагаемые : сумма = множители : ?
1. разность;
2. делитель;
3. произведение;
4. умножение.

II. Инструкция

Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

Пример:

а) корова; b) лошадь; c) собака; d) волк.

Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – d) волк.

Тестовый материал


21. а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
22. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
23. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
24. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
25. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
26. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
27. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
28. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
29. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
30. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
31. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
32. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
33. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
34. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
35. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
36. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
37. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
38. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
39. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
40. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.

III. Инструкция

Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

Пример:

1. сосна – ель:
1. растения,
2. природа,
3. деревья,
4. хвойные деревья.

Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

Тестовый материал

41. Феодализм – капитализм:
1. устройство общества,
2. формы правления;
3. неравенство;
4. общественный строй.
42. Радио – телевидение:
1. способы передачи информации;
2. средства массовой информации;
3. достижения науки;
4. формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
1. виды творчества;
2. интеллект;
3. культура;
4. области человеческой деятельности.
44. Школа – институт:
1. образование;
2. здания;
3. учебные заведения;
4. способы получения знаний.
45. Монархия – демократия:
1. государственный строй;
2. формы правления;
3. правительство;
4. устройство общества.
46. Сказка – былина:
1. литературный жанр;
2. выдумка;
3. устное народное творчество;
4. литературное произведение.
47. Пролог – кульминация:
1. литературный прием;
2. элементы литературного произведения;
3. художественные средства;
4. способы изложения.
48. Глагол – прилагательное:
1. главные члены предложения;
2. части речи;
3. второстепенные члены предложения;
4. лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм:
1. стиль;
2. жанры;
3. художественный стиль;
4. направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство:
1. члены предложения;
2. части речи;
3. виды предложений;
4. уточняющие слова.
51. Азия – Африка:
1. страны;
2. континенты;
3. материки;
4. части света.
52. Сердце – артерия:
1. органы кровообращения;
2. анатомия;
3. система кровообращения;
4. органы тела.
53. Облачность – осадки:
1. природные явления;
2. дождь;
3. погода;
4. атмосферные явления.
54. Жиры – белки:
1. биологические вещества;
2. микроэлементы;
3. органические вещества;
4. химический состав тела.
55. Канал – плотина:
1. гидроэлектростанции;
2. водные сооружения;
3. водоемы;
4. водные преграды.
56. Сумма – произведение:
1. математические термины;
2. вычисления;
3. результаты математических действий;
4. результаты вычислений.
57. Газ – жидкость:
1. молекулы;
2. состояние;
3. химическое вещество;
4. агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция:
1. волновые явления;
2. характеристики световой волны;
3. природные явления;
4. физические термины.
59. Ампер – вольт:
1. электричество;
2. физические термины;
3. единицы измерения электрического тока;
4. ученые-физики.
60. Синус – косинус:
1. квадратичные функции;
2. тригонометрические функции;
3. четные функции;
4. нечетные функции.

IV. Инструкция

Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

Тестовый материал

61. 6       9       12       15       18       21       ?
62. 9       1       7         1         5        1        ?
63. 2       3       5         6         8        9        ?
64. 10     12      9        11        8        10       ?
65. 1       3       6         8        16       18       ?
66. 3       4       6         9        13       18       ?
67. 15     13     16        12       17       11       ?
68. 1       2       4          8       16        32      ?
69. 1       2       5        10       17        26       ?
70. 1       4       9        16       25        36       ?
71. 128   64     32        16       8         4         ?
72. 1       2       6        15       31        56       ?
73. 31     24     18       13       9          6        ?
74. 255   127    63       31       15         7       ?
75. 3       4       8        17       33        58       ?
76. 47     39     32       26       21        17       ?
77. 174   171    57       54       18        15       ?
78. 54     19     18       14        6          9       ?
79. 301   294    49       44       11         8       ?
80. 23     46     48       96       98       196      ?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Аналогии Классификация Обобщение Закономерности
Общественные науки
1   c         21   a                41   d            61   24
2   b         22   d                42   b            62   3
3   d         23   d                43   d            63   11
4   d         24   b                44   c            64   7
5   c         25   d                45   a            65   36
Гуманитарные науки
6   a         26   a                46   c            66   24
7   d         27   a                47   b            67   18
8   c         28   c                48   b            68   64
9   b         29   b                49   d            69   37
10 d         30   d                50   a            70   49
Естественные науки
11 a         31   b                51   d            71   2
12 d         32   a                52   a            72   92
13 b         33   c                53   d            73   4
14 c         34   c                54   c            74   3
15 a         35   d                55   b            75   94
Физика-математика
16 a         36   c                56   c            76   14
17 d         37   d                57   d            77   5
18 a         38   b                58   a            78   2
19 b         39   b                59   c            79   4
20 c         40   a                60   b            80  198

Обработка результатов теста

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов.

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики:

• с 1 по 5 строки бланка занимают вопросы общественных наук,
• с 6 по 10 строки – вопросы гуманитарных наук,
• с 11 по 15 строки – вопросы естественных наук,
• с 16 по 20 – физика и математика.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:

• «Аналогии»,
• «Классификация»,
• «Обобщение»,
• «Закономерности».

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

• наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
• близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
• средние по успешности – 40% от общего числа;
• мало успешные – 20 % от общего числа;
• наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему, уроку, психолог должен вернуть ребятам обработанные бланки. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, можно травмировать тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряется время.

Источники

Методика «Эрудит» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0