Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Шкалы: роли в групповой деятельности - председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь, завершитель

Назначение теста

Инструкция к тесту

В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

Тест

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:
1. Я быстро нахожу новые возможности.
2. Я хорошо могу работать со множеством людей.
3. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.
4. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.
5. Я способен очень эффективно работать, мне нравится интенсивная работа.
6. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
7. В привычной обстановке я работаю быстро.
8. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.
2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:
1. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.
2. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.
3. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.
4. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
5. Если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
6. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
7. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.
8. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими:
1. Я влияю на людей, не подавляя их.
2. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
3. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
4. У меня всегда есть оригинальные идеи.
5. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
6. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
7. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
8. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для меня характерно, что:
1. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.
2. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
3. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
4. Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу, как только ее план нужно приводить в действие.
5. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.
6. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
7. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
8. Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять собственное решение, если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
1. М не нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
2. Мне нравится находить практические решения проблемы.
3. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.
4. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
5. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
6. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнении работы.
7. Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
8. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.
6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
1. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
2. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
3. Я попытаюсь найти людей, между которыми смогу разделить на части это задание и таким образом уменьшить объем работы.
4. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
5. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.
6. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
7. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не справляется.
8. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности для продвижения к цели.
7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
1. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
2. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
3. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
4. Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
5. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
6. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
7. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.
8. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вопросы         Роли

I    II   III   IV   V   VI   VII  VIII
1    d    f    c    h    g    b    a    e
2    b    e    g    d    a    f    c    h
3    a    c    d    g    h    e    f    b
4    h    b    e    c    d    a    g    f
5    f    d    h    a    b    c    e    g
6    c    g    a    e    f    b    h    d
7    g    a    f    b    e    h    d    c

Обработка и интерпретация результатов теста

Постройте таблицу в соответствии с приведенным «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I- VIII столбцов. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще играете в группе.

I – председатель . Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II – формирователь . Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.

I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.

III – генератор идей . Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V – организатор работы . Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.

VI – организатор группы . Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII – исследователь ресурсов . Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII – завершитель . Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может играть две и больше ролей.)

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0