На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Оценка микроклимата студенческой группы (В.М.Завьялова)
Шкалы: психологический климат
Назначение теста
Инструкция к тесту
Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.
• Высокая степень выраженности – 3.
• Средняя степень выраженности – 2.
• Слабая степень выраженности – 1.
Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.
Тест
3 2 1 0 1 2 3
1 В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение.
|
В группе обычно настроение подавленное, мрачное. |
2 Группа активна, работоспособна.
|
Группа пассивна, инертна. |
3 Обстановка в группе спокойная, деловая. | Обстановка в группе нервозная, напряженная. |
4 В группе студенты чувствуют себя уютно.
|
В группе студенты чувствуют себя неуютно. |
5 Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их. | У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту. |
6 Студенты относятся друг к другу с симпатией.
|
Взаимоотношения в группе отличаются антипатией. |
7 Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.
|
Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы. |
8 Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.
|
Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других. |
9 Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам. | Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно. |
10 В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».
|
В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки. |
11 Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы. | Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам. |
12 Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его.
|
Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами. |
13 Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.
|
Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу. |
14 Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии. | Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется. |
15 В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам. | К лентяям и прогульщикам относится снисходительно. |
16 Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы. | Студенты пассивны в общественной жизни группы. |
17 В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого. | Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне». |
18 Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы.
|
Группу нелегко поднять на общее трудовое дело. |
19 Актив группы пользуется авторитетом и доверием. | В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива. |
20 Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью. | Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью. |
Обработка и интерпретация результатов теста
Обработка данных (вариант Н.П.Фетискина)
Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.
Оценить уровень ПМ по баллам:
•
50-60 баллов
– высокая степень благоприятности ПМ;
•
40-49 баллов
– средне-высокая степень благоприятности ПМ;
•
21-39 баллов
– средняя степень благоприятности ПМ;
•
11-20 баллов
– средне-низкая степень благоприятности ПМ;
•
0-10 баллов
– незначительная благоприятность ПМ.
Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.
Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.
Источники