Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)

Шкалы: уровень группового взаимодействия

Назначение теста

Инструкция к тесту

В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы.

Тест

1. Иерархия и вариативность взаимодействия
   1. Высокий уровень иерархии и вариативности взаимодействия проявляется в учете всеми членами группы возможных последствий от изменений взаимодействия, в соотнесении последствий таких изменений с вероятностью достижения лучшего результата
   2. Группа способна варьировать взаимодействие в широких пределах, большинство членов группы ориентировано на поиск оптимального способа взаимодействия
   3. Группа способна преднамеренно изменять взаимодействие, корректировать его в процессе совместной деятельности. В осуществлении изменений участвует большинство членов группы.
   4. В группе выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с условиями совместной деятельности. Но в большинстве ситуаций члены группы ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие
   5. К осуществлению изменений во взаимодействии оказываются способными небольшое число членов группы, остальные же склонны к сохранению привычного способа взаимодействия, сложившегося стихийно
   6. Изменение взаимодействия в соответствии с ситуацией представляет для членов группы значительную трудность, требует чрезвычайных усилий и больших затрат времени
   7. Изменение взаимодействия для группы практически невозможно, взаимодействие неадекватно ситуации совместной деятельности, не упорядочено.
2. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии
   1. Все члены группы готовы сами проявить инициативу и принять инициативное поведение, направленное на внесение изменений во взаимодействие всех других членов группы
   2. Инициативность во взаимодействии характеризует большинство членов группы, группа готова к проявлению и принятию инициативы.
   3. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии характерны для небольшого числа членов группы, группа ориентирована на принятие инициативного поведения этого узкого круга лиц.
   4. Инициативы во взаимодействии исходят от одного из членов группы.
   5. Члены группы осознают необходимость проявления инициативы и самостоятельности в плане внесения изменений во взаимодействие, но активности в этом отношении не проявляют. Используют в основном привычные способы взаимодействия.
   6. Инициативы, направленные на изменение взаимодействия, привносятся в группу извне. Члены группы несамостоятельны во взаимодействии.
   7. Взаимодействие членов групп побуждается только внешними по отношению к группе обстоятельствами. Члены группы не готовы принять инициативу извне.
3. Включенность во взаимодействие
   1. Полная включенность всех членов группы во взаимодействие, подразумевающая осознание собственной позиции во взаимодействии, осознание позиций других членов группы, соотнесение с этим поведения и действий.
   2. Полная включенность во взаимодействие большинства членов группы, остальные члены группы включены не полностью.
   3. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, полная включенность небольшого числа членов группы (меньшинства).
   4. Неполная включенность во взаимодействие всех членов группы, они обращены на себя и свое место во взаимодействии. Разобщенность во взаимодействии.
   5. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, часть членов группы – «невключенные».
   6. Невключенность во взаимодействие большинства членов группы и неполная включенность остальных членов группы ведут к проявлению соперничества во взаимодействии.
  7. Члены групп не включены во взаимодействие, каждый из них стремится занять ведущую позицию во взаимодействии. Соперничество ведет к распаду взаимодействия по типу конфликта.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обведенные кружочком показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе.

При этом показатели с-b-a характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии.

Показатели e-f-g, свидетельствуют о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействии.

Показатель d является промежуточным, средним показателем группового взаимодействия.

Таким образом, каждая подструктура группового взаимодействия включает семь критериев, из которых три имеют положительный знак с-b-a и три отрицательный e-f-g, а промежуточный d – нейтральный, то есть каждая подструктура оценивается по 7-балльной биполярной шкале.

Баллы начисляются по следующей схеме: за выбор ответа a начисляется 7 баллов, за ответ b – 6 балов, c – 5 баллов, d – 0 баллов, e – 3 балла, f – 2 балла и ответ g получает – 1 балл. Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные показатели, а затем определить усредненный результат.

• Можно полагать, что высокому уровню группового взаимодействия как на уровне каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать показатели в 5,5 – 7 баллов,
• среднему уровню – 3,6 – 5,5 балла;
• о преобладании неблагоприятных тенденций в групповом взаимодействии можно судить по показателям от 3,5 до 2,6 балла;
• крайнему уровню неблагоприятности в групповом взаимодействии соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0