На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского)
Шкалы: тип адаптации - адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический, отчужденный
Назначение теста
        
         
          Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой социокультурной среде. В этом варианте он предназначен для русских эмигрантов, поскольку здесь отражена специфика их прошлого опыта, приобретенного в условиях русской культуры.
          
          
          
           Инструкция к тесту
          
          
          
          «Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить степень успешности вашей адаптации к новой социокультурной среде. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет – знак "-" ("нет"), если какое-нибудь утверждение к вам не относится, поставьте знак "0". Отвечайте, пожалуйста, искренне и честно».
          
          
         
        
       
Тест
        
         
          Вместо многоточия в опросник вставляются слова, соответствующие названию той страны, где живет эмигрант.
          
          
          1. Мне нравится … культура.
          
          2. Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
          
          3. По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был в России.
          
          4. У меня есть близкие люди среди коренного населения.
          
          5. У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
          
          6. Я сам виноват в своих неудачах.
          
          7. Я с удовольствием изучаю … язык.
          
          8. Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
          
          9. Я знаком с … законами.
          
          10. На низкоквалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
          
          11. Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой я работал в России.
          
          12. Я смотрю… телевидение.
          
          13. Материально обеспеченные люди добрее.
          
          14. Я рассчитываю только на собственные силы.
          
          15. Я провожу свое свободное время так, как мне хочется.
          
          16. Мне достаточно того внимания и той заботы, которые мне уделяют.
          
          17. У меня есть желание переехать в другую страну.
          
          18. Я верю в будущее.
          
          19. Я постоянно озабочен своим материальным положением.
          
          20. Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
          
          21. Здесь мне чего-то не хватает.
          
          22. Здесь я работаю по желаемой специальности.
          
          23. Я выбит из колеи.
          
          24. В нашей семье много проблем.
          
          25. Мне нравится здешняя природа.
          
          26. Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
          
          27. Люди часто разочаровывают меня.
          
          28. Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
          
          29. Я соблюдаю религиозные праздники.
          
          30. Временами я не уважаю себя.
          
          31. Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы работа была высокооплачиваемой.
          
          32. В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
          
          33. Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
          
          34. Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
          
          35. Мне не хочется, чтобы о моем положении знали в России.
          
          36. Я хорошо себя чувствую среди местного населения.
          
          37. Я не испытываю материальных затруднений.
          
          38. Очень многие живут хуже, чем могли бы.
          
          39. Лучше никому не доверять.
          
          40. Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней несвободы.
          
          41. У меня мало свободного времени.
          
          42. Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
          
          43. Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
          
          44. Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
          
          45. Мои ожидания с приездом оправдались.
          
          46. Я против подачи милостыни.
          
          47. Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
          
          48. Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
          
          49. Я редко устаю на работе.
          
          50. Я безразличен к религии.
          
          51. Я люблю вспоминать о прошлом.
          
          52. Люди, как правило, нравятся мне.
          
          53. Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в…
          
          54. В России я был материально независим.
          
          55. Религиозный человек более нравственный.
          
          56. Будущее не зависит от меня.
          
          57. Я охотно знакомлюсь с людьми.
          
          58. Миром правит справедливость.
          
          59. Я люблю праздники.
          
          60. Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
          
          61. Миллионеры в основном люди честные.
          
          62. В … жили мои родственники до моего приезда.
          
          63. Я деятелен, энергичен, инициативен.
          
          64. Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
          
          65. В России остались близкие мне люди.
          
          66. Здесь я чувствую себя защищенным.
          
          67. Я считаю, что мир должен быть без границ.
          
          68. Временами я чувствую себя никому не нужным.
          
          69. Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
          
          70. Мне помогают мои близкие.
          
          71. Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
          
          72. При определенных обстоятельствах я готов вернуться обратно.
          
          73. Я никогда не начинаю разговор первым.
          
          74. Временами я скучаю по русской природе.
          
          75. Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
          
          76. Я делаю то, что мне нравится.
          
          77. Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
          
          78. Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с легкостью спрашиваю совета.
          
          79. Я контролирую свое поведение в соответствии с нормами…
          
          80. Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
          
          81. Я интересуюсь событиями, происходящими в России.
          
          82. У меня нет здесь близкого мне человека.
          
          83. Я хотел бы сменить место работы.
          
          84. Еще в России я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
          
          85. Временами я думаю о моем приезде в Россию.
          
          86. Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
          
          87. Я думал, что здесь мне будет лучше.
          
          88. Неудачники должны винить прежде всего себя.
          
          89. Здесь я чувствую себя дома.
          
          90. Меня не волнует, кто какой национальности.
          
          91. Мои знания и опыт, привезенные из России, выше, чем приходится применять здесь.
          
          92. Временами мне не хватает общения.
          
          93. Мне нравится … телевидение.
          
          94. Иногда мне нечем занять себя.
          
          95. Язык этой страны станет для меня в будущем родным.
          
          96. Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.
          
          
         
        
       
Обработка и интерпретация результатов теста
        
         
          
           Ключ к тесту
          
          
          
          
           Шкала адаптивности
          
          
          
          •    + : 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89.
          
          •    - : 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87.
          
          
          
           Шкала конформности
          
          
          
          •    + : 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96.
          
          •    - : 14, 67, 73, 76.
          
          
          
           Шкала интерактивности
          
          
          
          •    + : 2, 3, 6, 7, 8, 15, 28, 43, 44, 46, 47, 77, 88.
          
          •    - : 54, 62, 90
          
          
          
           Шкала депрессивности
          
          
          
          •    + : 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84.
          
          •    - : 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86.
          
          
          
           Шкала ностальгии
          
          
          
          •    + : 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94.
          
          •    - :4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93.
          
          
          
           Шкала отчужденности
          
          
          
          •    + : 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92.
          
          •    - : 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95.
          
          
          При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шкале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:
          
          
          •
          
           высокий
          
          – сумма баллов превышает 12,
          
          •
          
           средний
          
          – от 6 до 12,
          
          •
          
           низкий
          
          – менее 6 баллов.
          
          
          Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.
          
          
          
           Интерпретация результатов теста
          
          
          
          
           Шкала адаптивности
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          свидетельствуют о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим и принятии их; чувстве социальной и физической защищенности; чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для эмигрантов характерны: стремление к самореализации; высокий уровень активности; уверенность в отношениях с другими; планирование своего будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте.
          
          
          
           Шкала конформности
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          означают: стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми; ориентацию на социальное одобрение; зависимость от группы; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми; принятие системы/ ценностей и норм поведения данной среды. Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.
          
          
          
           Шкала интерактивности
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          соответствуют: принятию данной среды; активному вхождению в эту среду; настроенности на расширение социальных связей; чувству уверенности в своих возможностях; критичности к собственному поведению; готовности к самопреобразованию; желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости; направленности на сотрудничество с другими; контролю над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества; направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели.
          
          
          
           Шкала депрессивности
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается: невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией; пониженной самооценкой; беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события; сомнением, тревогой относительно социальной идентичности; нереализацией собственных способностей, связанной с неприятием себя и других; чувствами подавленности, опустошенности, изолированности.
          
          
          
           Шкала ностальгии
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          означают: потерю связи с культурой, сопричастности с ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые; бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.
          
          
          
           Шкала отчужденности
          
          
          
          
           Высокие оценки
          
          соответствуют: утверждению норм, установок и ценностей данного общества; неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласованию притязаний и реальных возможностей; озабоченности своей идентичностью и своим статусом; влиянию внешнего контроля на общее неприятие себя и других; убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.
          
          
          Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в процессе психологической консультации и психокоррекции личности эмигранта. Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой социокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.
          
          
         
        
       
Источники
Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.206-211.