На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)
Шкалы: оценка, сила, активность
Назначение теста
Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.
Инструкция к тесту
В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком “+”, а отрицательные – “-”. Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
• выбор знака того или иного качества;
• определение степени его проявления по баллам:
o 3 — проявляется очень сильно и очень часто;
o 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
o 1 — проявляется иногда и слабо;
o 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.
Тест
+ 1 Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
- 2 Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
+ 3 Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
- 4 Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
+ 5 Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
- 6 Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
+ 7 Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
- 8 Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
+ 9 Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
- 10 Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
+ 11 Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
- 12 Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
+ 13 Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
- 14 Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
+ 15 Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
- 16 Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
+ 17 Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
- 18 Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
+ 19 Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
- 20 Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
+ 21 Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
1 О 9 А 17 С
2 С 10 О 18 А
3 А 11 С 19 О
4 О 12 А 20 С
5 С 13 О 21 А
6 А 14 С
7 О 15 А
8 С 16 О
Обработка результатов теста
Производится с помощью ключа – бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:
• 17-21 – высокий уровень;
• 8-16 – средний уровень;
• 7 и менее – низкий уровень.
Интерпретация факторов ЛД
Фактор
оценки
(О) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Фактор
силы
(С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (с) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор
активности
(А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
Источники
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.20-21.