Диагностика парциальных позиций интернальности – экстернальности личности (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд)

Шкалы: локус-контроля: общая интернальность, интернальность достижений, интернальность неудач, интернальность семейных отношений, интернальность производственных отношений, интернальность межличностных отношений, интернальность в отношении здоровья-болезни

Назначение теста

Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля – интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи – это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Построение профиля УСК

На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз – об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

Общая интернальность Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Интернальность достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Интернальность неудач Ин. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Интернальность в семейных отношениях Ис. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Интернальность производственных отношений Ип. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

Интернальность межличностных отношений Им. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Интернальность в отношении здоровья-болезни Из. высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7 балльной шкалы:

Полностью не согласен     -3    -2    -1    0    1    2    3    Полностью согласен

Тест

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не приложил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработку заполненных анкет следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах “-” с обратным знаком.

1. Ключ к шкале Ио     3. Ключ к шкале Ин
+     -                           +    -
2     1                           2    7
4     3                           4    24
11    5                         20    33
12    6                         31    38
13    7                         42    40
15    8                         44    41
16    9          
17    10                        4. Ключ к шкале Ис
19    14                        +    -
20    18                        2    7
22    21                       16    14
25    23                       20    26
27    24                       32    28
29    26                       37    41
31    28          
32    30                             5. Ключ к шкале Ип
34    33                        +    -
36    35                       19    1
37    38                       22    9
39    40                       25    10
42    41                       36    30
44    43                       42    43
                
2. Ключ к шкале Ид    6. Ключ к шкале Им
+    -                          +    -
12    1                         4    6
15    5                       27    38
27    6          
32    14                      7. Ключ к шкале Из
36    26                       +    -
37    43                      13    3
                                 34    23

Перевод в стены

После получения “сырых” баллов по шкалам следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок в стенах. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобразованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.

Шкала общей интернальности

1    от    -132    до    -14    6    от    33    до    44
2    от    -13     до     -3     7    от    45    до    56
3    от    -2       до      9     8    от    57    до    68
4    от    10       до    21     9    от    69    до    79
5    от    22       до    32    10    от    80    до    132

Шкала интернальности в области достижений

1    от    -36    до    -11    6    от    6    до     9
2    от    -10    до    -7     7    от    10    до    14
3    от    -6     до     -3     8    от    15    до    18
4    от    -2     до      1     9    от    19    до    22
5    от    2      до      5    10    от    23    до    36

Шкала интернальности в области неудач


1    от    -36  до    -8    6    от    8      до     11
2    от    -7    до    -4    7    от    12     до    15
3    от    -3    до    0     8    от     16    до    19
4    от     1    до    4     9    от     20     до    23
5    от     5    до    7    10    от     24    до    36

Шкала интернальности в семейных отношениях

1    от    -30    до    -12   6    от    4     до    6
2    от    -11    до    -8    7    от    7      до    10
3    от    -7      до    -5    8    от    11    до    13
4    от    -4      до    -1    9    от    14    до    17
5    от    0       до     3    10    от    18    до    30

Шкала интернальности в производственных отношениях

1    от    -30    до    -5    6    от    12    до    15
2    от    -4      до    -1    7    от    16    до    19
3    от     0      до     3     8    от    20    до    23
4    от     4      до     7     9    от    24    до    27
5    от     8      до    11    10   от    28    до    30

Шкала интернальности в области межличностных отношениях

1    от    -12    до    -7    6     от    2    до    4
2    от    -6      до    -5    7     от    5    до    6
3    от    -4      до    -3    8     от    7    до    8
4    от    -2      до    -1    9     от    9    до    10
5    от     0      до     1    10    от    11   до    12

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни

1    от    -12    до    -6    6    от    3    до    4
2    от    -5      до    -4    7    от    5    до    6
3    от    -3      до    -2    8    от    7    до    8
4    от    -1      до     0    9    от    9    до    10
5    от     1      до     2    10   от   11    до    12

Источники

Диагностика парциальных позиций интернальности – экстернальности личности (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.14-19.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0