Понимание родителями особенностей юношеского возраста (Е.И.Рогов)

Шкалы: уровень знания юношеской психологии

Назначение теста

Приведенный тест предназначен дать ответ на вопрос: знают ли взрослые (педагоги) юношескую психологию? Термин «взрослые» в данном случае используется в своем широком значении. Под педагогами подразумеваются люди, занимающиеся воспитательной деятельностью и обучением молодежи в возрасте от 15 до 21 года.

Тест позволяет определить наличный уровень знания педагогами юношеской психологии. Выявление оснований неправильных ответов дает возможность определить конкретные направления их дальнейшего обучения.

Описание теста

Методика основана на представлениях о юношеской психологии, развитых в работах Ж.Пиаже и И.С.Кона.

Содержание методики и результаты ее практического применения на выборке педагогов средних учебных заведений изложены в кандидатской диссертации Е.И.Рогова, защищенной в Ленинградском университете в 1986 г.

Инструкция к тесту

«Предлагаемый Вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых Вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать "нейтральный" ответ.

Примечание

В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова: "дети", "юноши", "взрослые". Подразумевается, что "дети" – это учащиеся младших классов средней школы; "юноши" – молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 до 21 года; "взрослые" – люди в возрасте 25-45 лет».


Тест

1. Поверхностность – характерная черта юношей.
2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.
3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).
4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.
5. Взрослые в болыией степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.
7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста.
9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте.
10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.
11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.
12. В произведениях художественной литературы юношей более интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
14. «Чувство одиночества» – характерное переживание юношеского возраста.
15. Субьективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.
17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влияниям и т.п.) – характерная черта юношеской самооценки.
19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

•    Ответ «Да» на вопросы: 1,2,4,6,8,14,16,18,19,20,22.
•    Ответ «Нет» на вопросы: 3,5,7,9,10,11,12,13,15,17,21,23,24.
•    Ответы «Не знаю» – не учитываются.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.

Полученные тестовые результаты («сырые» единицы) переводятся в стандартные (Т-баллы)

Таблица перевода «сырых» результатов в стандартные Т-баллы

«Сырые» баллы     Т – баллы     «Сырые» баллы     Т – баллы

1                           14                13                          53
2                           17                14                          57
3                           20                15                          60
4                           23                16                          63
5                           27                17                          67
6                           30                18                          70
7                           34                19                          73
8                           37                20                          77
9                           40                21                          80
10                         43                22                           83
11                         47                23                           87
12                         50                24                           90

Интерпретация результатов теста

•    Можно выделить три уровня знания юношеской психологии:
•    Менее 40 (Т-баллов) или 9 «сырых» – низкий;
•    От 40 до 60 (Т-баллов) или 9-15 «сырых» – средний;
•    Более 60 (Т-баллов) или более 15 «сырых» – высокий;

Респонденты с низким уровнем знания юношеской психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

Респонденты со средним уровнем знания юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.

Респонденты с высоким уровнем знания юношеской психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.

Некоторые примеры ложных теоретических представлений о юношеском возрасте

Отрицание склонности юношей к теоретизированию (вопрос 2) связано с ложным представлением о том, что теоретизирование – это «взрослое» занятие. Это неверно потому, что нельзя путать «теоретизирование» как склонность к рассуждениям на абстрактно-понятийном уровне (отражающая юношеский этап интеллектуального развития личности) с построением научных теорий и концепций, имеющих объективную значимость.

Для детей в большей степени, чем для юношей, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании (вопрос 7). Это ложное представление обосновывается неверной трактовкой индивидуального подхода как «опеки» (юноши взрослее, чем дети, поэтому их нужно меньше опекать).

Утвердительный ответ на вопрос 9 («Чувство юмора возникает скорее в детском, чем в юношеском возрасте») чаще всего связывается с тем обстоятельством, что с детьми, якобы, чаще случаются «забавные» ситуации. Очевидно, здесь путается внешнее проявление (юмор с точки зрения внешнего наблюдателя) и соответствующая черта личности.

Таким образом, основания по которым был дан тот или иной неверный ответ позволяют определить направления дальнейшего обучения для педагогов.

Источники

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0