Опросник для изучения отношения к болезни и лечению

Шкалы: установка на достижение инсайта, установка на изменение поведения, установка на достижение симптоматического улучшения, установка на получение «вторичного выигрыша» от болезни (проблемы), иная мотивация (включая пассивную позицию).

Назначение теста

Методика позволяет выявить основные виды установок к лечению или мотивы, побудившие респондента обратиться к психологу (психотерапевту, психиатру).

Методика может быть использована и для диагностики мотивов обращения к психологу и психотерапевту.

Инструкция к тесту

Ниже приводятся утверждения о причинах, побудивших Вас обратиться к психологу (психотерапевту), а также о возможных ожиданиях, связанных с сеансами психотерапии.

Оцените, пожалуйста, выбрав соответствующий ответ, насколько каждое из утверждений совпадает с Вашими представлениями, насколько оно справедливо для Вас.

Тест

Варианты ответов:

• совершенно не подходит;
• не подходит;
• скорее не подходит;
• скорее подходит;
• подходит;
• совершенно подходит.

1. Я считаю, что условием уменьшения или устранения проблем является глубокое познание себя
2. Тревога, которую я часто испытываю, настолько сильна, что только психотерапевт и сеансы психотерапии в состоянии обеспечить мне чувство безопасности
3. Я хочу познакомиться с современными методами психологической помощи.
4. Состояние моего здоровья настолько тяжело, что я, пожалуй, не скоро смогу нормально функционировать
5. Я надеюсь, что в ходе сеансов психотерапии научусь самостоятельно преодолевать имевшиеся до сих пор трудности в работе, учебе
6. Я обратился за помощью к психотерапевту (психологу), поскольку так рекомендовали мне мои врачи
7. Я думаю, что сеансы психотерапии позволят мне познакомиться с интересными людьми, получить новые необычные впечатления.
8. Я очень хорошо знаю, какой метод психотерапии мне может помочь, надеюсь, что здесь он будет применен
9. По правде говоря, я бы не решился начать сеансы психотерапии, если бы не нажим со стороны моих родных
10. Я хочу как можно быстрее начать учиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми
11. Я рассчитываю на то, что специалисты, наконец, обнаружат истинный характер и причины моих недомоганий
12. Я очень надеюсь, что психотерапевт (психолог) ликвидирует симптомы, причиняющие мне страдания
13. Прежде всего, я хочу узнать, что именно в моем отношения к работе, учебе затрудняет мою успешность в них
14. Обратиться к психотерапевту (психологу) меня вынуждает ставящая меня «вне настоящей жизни» неприятная жизненная ситуация, в которой я оказался в последнее время
15. Я думаю, что познание и анализ моих установок, реакций и отношений к другим приведет к исправлению не удающихся мне контактов с людьми
16. Я думаю, что за время психотерапии я научусь самостоятельно справляться с моими симптомами
17. Я хотел бы получить помощь в том, чтобы мои близкие изменили отношение ко мне
18. Я испытываю сильную потребность хотя бы на время укрыться в безопасном месте (кабинете психотерапевта, психолога) от терзающих меня огорчений и забот
19. В жизни я испытал слишком много обид и несправедливостей, чтобы не ждать помощи, которую я заслуживаю
20. Надеюсь, что сеансы психотерапии вернут мне энергию и эффективность в деятельности: работе, учебе
21. Ввиду того, что у меня есть разные варианты причин моих проблем, часто противоречащие друг другу, я хотел бы приобрести уверенность в истинных причинах моих трудностей.
22. Я надеюсь, что специалисты могут сделать так, чтобы мои контакты с окружением стали бы для меня более легкими и начали приносить мне удовлетворение

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Мотивация к лечению (виды установок)

• Установка на достижение инсайта : 1, 13, 15.
• Установка на изменение поведения : 5, 10, 20.
• Установка на достижение симптоматического улучшения : 12, 16, 22.
• Установка на получение «вторичного выигрыша» от болезни (проблемы) (включая пребывание в больнице или сеансы психотерапии) : 2, 4, 14, 17, 18, 19.
• Иная мотивация (включая пассивную позицию) : 3, 6, 7, 8, 9, 11, 21.

Баллы начисляются по следующей схеме:

• Совершенно не подходит – 1 балл;
• Не подходит – 2 балла;
• Скорее не подходит – 3 балла;
• Скорее подходит – 4 балла;
• Подходит 5 – баллов;
• Совершенно подходит – 6 баллов.

Оценка степени выраженности каждого из пяти видов мотивации складывается из суммы баллов входящих в ее состав утверждений.

Сопоставление полученных данных дает возможность определить доминирующий вид мотивации (установки) к лечению.

Источники

Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. М., 2004 г.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0