Цветовой тест отношений (тест А.И.Лутошкина)

Шкалы: самоотношение и отношение к другим значимым людям

Назначение теста

Изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Описание теста

Как известно, одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение. Согласно теории отношений В. Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности.

Естественно поэтому, что среди методов социально-психологического исследования личности важное место принадлежит способам изучения ее отношений со значимыми другими.

Теоретической основой ЦТО являются теория отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, регулирующее сложнейшие процессы ее общения и деятельности.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предложении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другими и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.

Цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера и др.). во всех этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор общего аффективного состояния. ЦТО отличается от этих методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции в ЦТО – в отличие от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и иной посановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности в ЦТО – в отличие от изучения ее общих свойств и состояний в других тестах).

При разработке ЦТО был использован набор цветовых стимулов из восьмицветового теста М..Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом ко-личестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый и корич-невый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к измене-нию его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная не-обходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов.

Инструкция к тесту

Вам нужно будет подобрать к ка¬ждому из людей и понятий, которые будут зачитываться, подходящие на Ваш цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Цвета должны подбираться в соответствии с Вашим личным восприятием, а не по их внешнему виду.

Тест

Проведение ЦТО включает в себя следующие этапы:

1. Исследователь составляет список лиц, а также понятий, имеющих для испытуемого существенное значение.

2.  Перед испытуемым раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем исследователь просит испытуемого подобрать к ка¬ждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае воз¬никновения вопросов исследователь разъясняет, что цвета должны под¬бираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

Тест имеет два варианта проведения, различающиеся по способу из-влечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемо-го требуется подобрать к каждому лицу или понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте испытуемый ранжирует все во¬семь цветов в порядке соответствия их понятию или лицу, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Крат¬кий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс-диагностики, пол¬ный вариант — для исследовательских целей.

3. После завершения ассоциативной процедуры испытуемый ранжи¬рует цвета в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого», при-ятного для глаза, и кончая самым «некрасивым», неприятным.

Обработка и интерпретация результатов теста

4. Интерпретация результатов теста осуществляется в два этапа:

а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенным поняти¬ем, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некото¬рым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые мес¬та в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен своим отношением к нему. И, наоборот, если с понятием или лицом ассоциируются цвета, занимающие последние места в рас-кладке по предпочтению, значит, испытуемый относится к нему нега-тивно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в расклад-ке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рас-считан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассо-циативной раскладкой и раскладкой по предпочтению;
б) интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цве¬товой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Таким образом, ЦТО основывается на двух исходных положениях:

Первое — каждый из испытуемых цветовых стимулов обладает оп-ределенным и устойчивым эмоциональным значением;

Второе — существует закономерность переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются.

Применение данного теста прежде всего требует изучения эмоцио-нальных значений используемых цветов. Каждый из цветов ЦТОобла-дает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным зна-чением.

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО

1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общитель¬ный, энергичный, напряженный.
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоя-тельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, неса-мостоятельный, слабый, пассивный.

Источники

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 403–405.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0