Измерение нормативных предпочтений в группе (тест О.И. Комиссаровой)

Шкалы: коммуникативный и деловой тип нормативных предпочтений в группе

Назначение теста

Данный тест предназначен для исследования предпочтения индиви¬дом различных типов норм, регулирующих процесс межличностного вос-приятия в группах со сложившейся системой межличностных отноше-ний.

Описание теста

Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных пред¬почтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных ожиданий, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникатив¬ное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает иссле¬дователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.

Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, по-зволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе. Применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как стро-ится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожи-даний? почему это происходит и что можно изменить в поведении ин-дивидов?

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой от-ношений, срок существования группы — не меньше 1 года.
2.   Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.
3.   Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально. Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа.

Инструкция к тесту

Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачиты¬вает инструкцию: «Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «-». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не увере¬ны в ответе».


Тест

1.Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.
2.Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.
3.Все спортсмены стремятся к известности.
4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.
5.Я не считаю себя человеком бескорыстным.
6.Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.
7.Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.
8.Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к сво¬им обязанностям.
9.Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.
10.Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.
11.Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дела
12.На работе между коллегами должны быть только деловые отноше-ния.
13.Самое страшное для человека — чувство одиночества.
14.Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.
15.Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.
16.Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.
17.Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.
18.Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работаете сим-патичными ему людьми.
19.Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.
20.Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.
21.Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об ин-тересах сотрудников.
22.Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на ре-зультаты.
23.Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.
24.Я стараюсь спланировать свой будущий день.
25.Хороший руководитель — прежде всего специалист в своей области.
26.Для большинства работа в группе — еще одна возможность пооб-щаться с новыми людьми.
27.Я предпочитаю книги о жизни известных людей.
28.Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.
29.Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.
30.Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие чело-веческие качества.
31.Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.
32.Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.
33.Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.
34.Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно ска-зывается на деятельности сотрудников.
35.Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотруд-ников.
36.В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.
37.Хороший руководитель прежде всего создает на работе атмосферу взаимопонимания.
38.Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.
39.Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.
40.Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.
41.При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы при-нять участие в конкурсе, чем организовывать его.
42.Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.
43.Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.
44.Я часто сужу о людях по первому впечатлению.
45.В жизни человек должен надеяться только на себя.
46.Главная задача учителя — построить хорошие взаимоотношения ме-жду учащимися.
47.Мне бывает трудно признать свои ошибки.
48.Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.
49.Для человека большое удовольствие — быть душой компании.
50.Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы на которые позволяют предполагать наличие у индивида определенного типа нормативного предпочтения.

Вопросы 1, 3, 6, 8, И, 13,16, 18,21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положитель¬ные ответы на эти вопросы позволили бы со 100%-ной вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.

Вопросы 2,4, 7, 9,12, 14, 17,19, 22, 24, 27,29, 31,33, 35, 37, 38,40, 43,47, 50, 51 связаны со сферой коммуникативных предпочтений.

Кро¬ме того, опросный лист имеет так называемую «шкалу искренности», которая включает в себя вопросы 5,10, 15,20,45, 48. Пять отрицатель¬ных ответов и более по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.

Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому ин-дивидуальному опросному листу, заносятся в таблицу, которая позво-ляет судить о соотношении различных типов нормативных предпочте-ний в группе.

Источники

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 418–421.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0