Измерение социально-трудовой активности (Тест Ю.П. Платонова)

Шкалы: целенаправленность, мотивированность, эмоциональность, стрессоустойчивость, коллектив¬ность, интегративность и организованность в полиэтнической группе.

Назначение теста

Измерение социально-трудовой актив¬ности полиэтнической группы.

Описание теста

При исследовании трудовых коллективов, состоящих из людей раз¬ных национальностей, важно выявить психологические факторы, спо-собствующие или препятствующие слаженной совместной работе. Дея-тельность полиэтнической группы усложняется в результате влияния этнокультурных особенностей членов группы. Возможны трудности, кон¬фликты, недоразумения, связанные с различным пониманием и толко¬ванием людьми разных национальностей целей, мотивов, этнических чувств, отношений к работе и людям, организации труда и пр.

Инструкция к тесту

«В Вашем коллективе работают люди раз¬ных национальностей, в том числе 謬___. Отметьте свое мнение о со¬вместной с ними работе по 7-балльной шкале, отвечая на вопрос: «Как Вы думаете, они...»

Тест

1. Шкала целенаправленности  оценки
1.1.Считают, что главное — это высокие результаты труда 7654321
1.2.Считают, что необходимо рационально использовать рабочее время 7654321
1.3.Считают, что необходимо качественно выполнять работу 7654321
1.4.Считают, что необходимо проявлять бережливость и трудолюбие 7654321
1.5.Считают, что в работе необходимо взаимопонимание 7654321
1.6.Считают, что в работе необходимо взаимодействие 7654321
1.7.Считают, что работа должна приносить пользу обществу 7654321
1.8.Считают, что в работе главное - единство 7654321
1.9.  Считают, что главное — высокая организованность труда 7654321
1.10. Считают, что важно достижение не столько личных, сколько коллективных целей 7654321
2.Шкала мотивированности оценки
2.1.  Стремятся достичь максимально возможных результатов 7654321
2.2.  Стремятся получить как можно большее материальное вознаграждение 7654321
2.3.  Стремятся развивать свои трудовые умения    и навыки 7654321
2.4.   Стремятся активно участвовать в делах коллектива 7654321
2.5.   Стремятся принести пользу своему коллективу 7654321
2.6.   Стремятся проявить свои лучшие качества 7654321
2.7.   Стремятся лучше разобраться в выполняемой работе 7654321
2.8.   Стремятся проявить высокую работоспособность 7654321
2.9.  Стремятся получить признание окружающих 7654321
2.10. Стремятся решить свои личные проблемы 7654321
3.      Шкала эмоциональности оценки
3.1.   Удовлетворены взаимоотношениями в коллективе 7654321
3.2.  Удовлетворены взаимоотношениями с руководителями 7654321
3.3.   Удовлетворены результатами своего труда 7654321
3.4.   Удовлетворены отношениями к делу своих товарищей 7654321
3.5.  Удовлетворены своими обязанностями 7654321
3.6.   Удовлетворены тем, что работают в этом коллективе 7654321
3.7.   Удовлетворены условиями труда 7654321
3.8.   Удовлетворены возможностью достичь желаемых результатов 7654321
3.9.   Удовлетворены тем, как организована работа 7654321
3.10. Удовлетворены материальным вознаграждением своего труда 7654321
4.      Шкала стрессоустойчивости оценки
4.1. Заботливы и чутки друг к другу в работе 7654321
4.2.   Осуждают нарушителей трудовой дисциплины 7654321
4.3.   В затруднительных ситуациях проявляют сдержанность 7654321
4.4.   Проявляют такт и уважение друг к другу 7654321
4.5.  Спорные вопросы решают с учетом мнений всех сторон 7654321
4.6.  Хорошо информированы о результатах своего труда 7654321
4.7.  Не делают оскорбительных замечаний 7654321
4.8.  Объективно оценивают свои успехи и неудачи 7654321
4.9.  Доброжелательны друг к другу 7654321
4.10. С пониманием относятся к трудностям в работе руководителя 7654321
5.      Шкала коллективности оценки
5.1.   Проявляют высокую работоспособность 7654321
5.2.   Инициативны и деловиты в работе 7654321
5.3.  Добросовестно относятся к своим обязанностям 7654321
5.4.   Критически относятся к недостаткам 7654321
5.5.   Исполнительны и дисциплинированны в работе 7654321
5.6.   Заинтересованы в своей работе 7654321
5.7.  Требовательны в работе к себе и другим 7654321
5.8.   Ответственно относятся к своим обязанностям 7654321
5.9.   Трудолюбивы и бережливы в работе 7654321
5.10. Проявляют соревновательную активность 7654321
6.      Шкала интегративности оценки
6.1.   Осуждают проявления индивидуализма в совместной работе 7654321
6.2.   Возникающие в работе проблемы решают сообща 7654321
6.3.  Личные интересы подчиняют интересам коллектива 7654321
6.4.  Не равнодушны, если возникают помехи в трудовой  7654321
деятельности 7654321
6.5.  Придерживаются общих норм поведения 7654321
6.6.  Поддерживают полезные для дела начинания 7654321
6.7.  Верят в большие возможности коллективного труда 7654321
6.8. Оказывают сопротивление силам, мешающим трудовому процессу 7654321
6.9.   Поддерживают хорошие трудовые традиции 7654321
6.10. Заботятся о результатах совместного труда  7654321
7.      Шкала организованности оценки
7.1.   Хорошо знают свои обязанности 7654321
7.2.   Деловые вопросы решают должным образом 7654321
7.3.   Понимают общие цели деятельности 7654321
7.4.   Как руководители — авторитетные организаторы 7654321
7.5.   Должным образом ведут дела 7654321
7.6.   Хорошо выполняют свои производственные обязанности 7654321
7.7.   Организованны и дисциплинированны  7654321
7.8.   В критических ситуациях могут действовать  быстро и организованно 7654321
7.9.  Важные для дела решения обсуждаются в коллективе 7654321

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала целенаправленности раскрывает готовность группы к дости-жению групповых целей в процессе совместного взаимодействия. Цель взаимодействия является необходимым стимулом внутригрупповой ак-тивности.

Шкала мотивированности описывает особенности активного, за-интересованного действенного отношения членов группы к этносоци-альному взаимодействию.

Шкала эмоциональности выявляет чувственное отношение к чле¬нам группы, формируемое под влиянием различных этносоциальных факторов. Эмоциональность проявляется прежде всего в удовлетворен-ности членов группы степенью реализации выдвинутых целей.

Шкала стрессоустойчивости характеризует способность этнической группы согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой по-тенциал для противодействия различного рода деструктивным воздей-ствиям.

Шкала коллективности определяет способность этнической груп¬пы к совместному достижению результата деятельности, к созданию от-ношений взаимопомощи и поддержки.

Шкала интегративности раскрывает способы, применяемые в груп¬пе для создания общности, единства целей и интересов, внутригруппо-вых норм и традиций.

Шкала организованности показывает уровень самоорганизации груп¬пы, степень исполнительности, дисциплины, требовательности к себе и другим.

Психологические параметры социально-трудовой активности оцениваются через набор признаков (по 10 при¬знаков каждого параметра). Для оценки предлагается 7-балльная систе¬ма, где 7 баллов означает максимальную оценку признака, а 1 балл — минимальную. Максимальная оценка по всему опроснику в баллах рав¬на 490, а минимальная — 70.

По сумме признаков группу можно отне¬сти к одному из четырех уровней социально-трудовой активности.

Высший, продуктивный, уровень (от 386 баллов и выше) — группа превышает нормативные показатели.

Нормативный уровень (от 245 до 385 баллов) — группа соответст¬вует заданным параметрам социально-экономической деятельности.

Репродуктивный уровень (от 105 до 244 баллов)— группа не соот-ветствует заданным параметрам социально-экономической деятельности.

Низший, деструктивный, уровень (ниже 105 баллов) — группа дез-организована, имеют место деструктивные конфликты.

Источники

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 424–428.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0