Куб Линка

Шкалы: степень сообразительности

Назначение теста

Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи.

Диагностика наблюдательности и пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики исследуемого.

Описание теста

Для проведения теста необходим набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету:

Количество и цвет граней кубиков

Количество кубиков    Количество окрашенных граней

                                   красных     зеленых    желтых
         1                               3             3            0
         1                               3             0            3
         1                               0             3            3
         3                               3             2            1
         3                               3             1            2
         3                               1             3            2
         3                               2             3            1
         3                               1             2            3
         3                               2             1            3
         6                               2             2            2

Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять двугранный угол (иметь общее ребро).

Исследуемый должен из 27 кубиков сложить куб, все шесть граней которого были бы одноцветными. Отдельные кубики раскрашены с таким расчетом, что, пользуясь одинаковыми приемами, можно сложить красный, зеленый или желтый куб.

Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков.

Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких кубиков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цвета (таких кубиков 12) – только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с одной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), должны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба.

Инструкция к тесту

«Перед вами лежат 27 кубиков, окрашенных в три цвета. Вы должны сложить из них один большой куб так, чтобы каждое его ребро состояло из трех кубиков. (Показать большой куб.) Этот большой куб должен со всех сторон быть зеленым (желтым, красным). Его нижняя сторона, обращенная к столу, также должна быть зеленая; ни одна зеленая грань ни одного из маленьких кубиков не должна попасть внутрь куба, иначе вы одноцветного куба не сложите.

Вы должны стараться сложить куб как можно быстрее. Все ясно?

Приготовьтесь. Начинайте!»

После того как исследуемый сложил зеленый куб, экспериментатор рассыпает его и говорит: «Хорошо, теперь, стараясь еще быстрее, сложите красный куб». В третий раз предлагается сложить желтый куб.

Если исследуемый не смог сложить куб за 15 мин, экспериментатор ему показывает, как надо это сделать и, рассыпав куб, предлагает сложить повторно, но уже другого цвета (красного или желтого).

Когда исследуемый немного не закончил в третий раз складывать куб (осталось два-три кубика), экспериментатор отодвигает куб в сторону и говорит: «Ну, довольно». После этого оставляет исследуемого не занятым никаким делом. Некоторые исследуемые легко и полностью переключаются и спокойно ждут следующего задания: другие же испытывают потребность продолжить сложение куба или даже пытаются по своей инициативе закончить задание.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

При наблюдении за действиями исследуемого надо выявить оттенки поведения, отметив следующее:

• Была ли стадия «проб и ошибок» и насколько она была длительной; наблюдалось ли возвращение к ней на более поздних этапах, когда, казалось бы, закономерность действий исследуемым понятна;
• Сразу ли исследуемый осознал принцип решения или путем частичных догадок;
• Понял ли, сложив первый куб, по каким правилам надо действовать, или собирал второй куб более или менее случайно и допустил те же самые ошибки.

При опросе следует установить:

• может ли исследуемый сформулировать правила, как надо решать данную задачу;
• что он может рассказать о том, как выполнял задание. Количественные показатели – время выполнения задания при первом, втором и третьем сложении куба.

В проведенных О.П.Елесеевым экспериментах:

При первом сложении куба:

• наилучший результат был 3 мин. 10 с,
• наихудший – 18 мин. 5 с.

При втором сложении куба:

• наилучший результат – 1 мин. 51с,
• наихудший – 11 мин. 35 с.

Примеры краткой характеристики выполнения задания

Исследуемый Ч. понял инструкцию сразу. К решению задачи приступил энергично; быстро осознал различное назначение кубиков, работал планомерно, каждый раз кубик ставил на подходящее место. В конце работы по собственному желанию точно сформулировал принципы сложения куба. За 2 мин. 55 с., т.е. в очень короткий срок, сложил куб. Но обнаружил ошибку – ошибку внимания. Быстро (за 15 с.) ее исправил, применив рациональные способы. При повторных решениях проявил те же особенности: несколько торопился, ронял кубики, недостаточно себя контролировал, допуская наибольшее число ошибок. Заданием заинтересован.

Источники

Куб Линка / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.374-376.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0