На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Локус контроля Дж.Роттер
Шкалы: экстернальность, интернальность
Назначение теста
Выявление
локуса контроля
респондентов.
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».
Тест
№
|
Вариант "а" | Вариант "б" |
1
|
Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.
|
В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2
|
Многие неудачи происходят от невезения.
|
Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3
|
Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4
|
В конце концов к людям приходит заслуженное признание.
|
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5
|
Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6
|
Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.
|
Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7
|
Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.
|
Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8
|
Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.
|
Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9
|
Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать».
|
По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
10
|
Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.
|
Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11
|
Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.
|
Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12
|
Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения.
|
Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13
|
Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.
|
Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14
|
Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15
|
Осуществление моих желаний не связано с везением.
|
Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16
|
Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.
|
Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 |
Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.
|
Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 |
В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.
|
Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22
|
Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.
|
Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 |
Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.
|
Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24
|
Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.
|
Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25
|
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26
|
Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.
|
Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 |
Характер человека зависит главным образом от его силы воли,
|
Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28
|
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
|
Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 |
Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
|
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
|
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
•
Экстернальность
: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
•
Интернальность
: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для
экстерналов
свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы
имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.
Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Источники
Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.413-417.