На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
Шкалы: отношение к нравственным нормам
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Описание теста
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция к тесту
Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Примечание:
• В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.
Тест
Обработка и интерпретация результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
•
Синий
: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
• Зеленый
: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
•
Красный
: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
•
Желтый
: очень активный, открытый, общительный, веселый.
•
Фиолетовый:
беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
•
Коричневый:
зависимый, чувствительный, расслабленный.
•
Черный
: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
•
Серый
: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый
– желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой
– черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный
– желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый
– черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый
– красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный
– красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый
– фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый
– коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.
Источники
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42.