На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Методика «Беседа»
Шкалы: представления детей о нравственных качествах
Назначение теста
Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Тест
Процедура проведения теста
Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например:
• Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
• Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
• Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
• Кого можно назвать справедливым (несправедливым)?
• Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)?
• Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
• на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
• на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»);
• на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
• на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
• на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: "Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки"»);
• на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
• на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»);
• на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
• объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
• название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома "Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
• неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).
Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах:
•
3-4 года
. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
•
4-5 лет
. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
•
5-6 лет
. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»).
•
6-7 лет
. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Источники
Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.32-34.